luni, 22 octombrie 2012

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОНЯТИЯ О КАЛЕНДАРНОМ СТИЛЕ

Тема, часто затрагиваемая в молдавской публицистике и зачастую, к сожалению, пренебрегаемся церковнослужителями правобережья Прута, - о различиях в праздновании религиозных праздников. Мы попытаемся вкратце выяснить некоторые аспекты этой проблемы, которые, как мы считаем, не были достаточно освещены.

Каково значение Церковного календаря?

Понятие календарь происходит от латинского слова kalendae, что означает созывать. В древности этим словом обозначались дни, когда римлян созывали на публичные собрания на площади в центре города, где граждане знакомились с делами, представляющими общественный интерес. В религиозном смысле календарь обозначает время, когда людей призывали общаться с Богом – Творцом мира. Это время вычисляли и продолжают вычислять по строгим критериям Святого Писания и по астрономии.
Почему мы говорим «критерии Святого Писания»? Потому, что была установлена дата главного христианского праздника – Святой Пасхи или Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Установление этой даты по большей части объясняется агрументами, приведенными в синоптических Евангелиях [1] и в главных книгах Ветхого Завета. В то же время это и исходная точка для всего церковного календарного цикла. Традиция вычисления даты Святой Пасхи, а после этого - и остальных праздников берет свое начало с самого момента зарождения христианства и заканчивается в IV-V в.в. в александрийской школе.

Церковный православный календарь не является простым и стерильным просчитыванием дней. По православной традиции в каждый день совершается Святая Литургия (Богослужение), во время которой читаются отрывки [2] из Святого Евангелия и Апостола. В православных церквях каждый день поют по одному из восьми голосов, составленных Святым Иоанном Дамаскиным (в каждый день по-разному). В церковном календаре напротив каждой даты указано имя Святого, пострадавшего и прославившегося в этот день. В их память в течение года, по восьми голосам, читают 12 книг, названных Минеями, с песнопениями на каждый день. Также используются еще три книги или песнопений, восхваляющих и напоминающих нам о жизни и деяниях Спасителя на земле. Ими являются: Триод [3], Пентикостар [4]и Октоих [5].Информация по поводу  служб на каждый день года дана в специальных справочниках, изданных для священников, хористов и всех, кто этим интересуется [6].

Чтобы не вводить в заблуждение читателя, хотелось бы сделать одно уточнение: еще в самом начале астрономические календари были тесно связаны с религиозными представлениями человека. И только в эпоху возрождения, а затем в гуманистической эпохе, когда эгоцентризм сменил теоцентризм, календарь стал исключительным атрибутом межчеловеческих отношений. Связью с Богом просто стали пренебрегать. Так появились попытки составить календари чисто гражданские. Например, в период французской революции к семи дням недели (которые напоминали о семи днях сотворения мира) добавились еще три, а во время русской революции последние два дня отняли, и остались только пять дней. Эти календари устояли в период вышеназванных исторических волнений только потому, что были плохо составлены – в них упущены многие важные аспекты.

Основные характеристики нового стиля

Новый стиль был введен примерно по тем же причинам. Официальной причиной было «введение» юлианского календаря. На самом деле, ошибочно трактуя седьмой канон первого Экуменического Никейского Собора, в котором основная идея заключалась в том, чтобы не допустить празднования Святой Пасхи одновременно с иудейской [7], Ватикану удается постепенно навязать европейским странам это новое в церковной литургической практике заблуждение. В 1582 году папа Григорий XIII-й издал официальный документ (папскую буллу) [8]), в котором новый стиль был объявлен непогрешимым [9]. Видимо Западу не достаточно было новшеств вроде „filioque” и «непогрешимости папы» для того, чтобы еще больше увеличить пропасть, отдаляющую его от Православия. Необходимо были еще и разногласия в литургической практике. Со временем эти отличия увеличатся, дойдя до служения католической литургии в ритме техно или рок в самом сердце понтийской крепости, в присутствии усопшего папы Паула II-го.

Решение, согласно которому с 4 октября 1582 года переходили непосредственно к 15-му числу того же месяца, породило много существенных недостатков:

- были нарушены синодские каноны, запрещающие одновременное празднование Воскресения Христова и иудейской Пасхи. Только в последние два столетия это произошло не менее 40 раз.

- нарушена непрерывная череда дней от Сотворения Мира. Согласно Святым Писаниям, от Сотворения и до Рождества Господня прошло 5508 лет. По новому стилю этот ряд был прерван 4 октября 1582 года. Благодаря этому в 1583 года французский астроном Joseph JustusScaliger (1540-1609) ввел новый пасхальный период, цикл которого начинается 1 января 4713 г. до Р.Х., не имеющего никакого библейского или исторического обоснования.

- более сложным стал практический расчет грегорианского календаря. Если период юлианского календаря составляет четыре года (3 обычных и один високосный), то по грегорианскому календарю он составляет 400 лет, что упрощает первый в 100 раз. Кроме того, расчет для нового стиля осуществляется прежде всего с учетом чисел, существующих в юлианском календаре.

- не удалось зафиксировать движение луны и весеннего равноденствия в точную дату путем введения в грегорианский календарь - первоначальная цель, изложенная в булле папы Григория XIII-го „Inter gravissimas”. Более того, Ватикан, еще с XIX-го века не исключил возможность перехода к другому календарю – «универсальному».

Сегодня неоднократно делается попытка использовать проблему календарных различий в личных или комунитарных корыстных целях.

Во-первых, муссируется идея, что мы должны интегрироваться в Европу, и с точки зрения религии календарь - один из поворотных пунктов в этом процессе. Потому мы иногда обязаны усваивать так называемые «ценности» Запада, где (возможно, не многие знают) Православную церковь считают инструментом политических амбиций – мажорным инструментом в так называемой «демократизации» страны. В действительности, через политику духовного угнетения народа - практикуемую и после падения коммунистической империи – хотят добровольно поработить народ, который с самого рождения был свободным.

Выдвигаются также аргументы политического характера. Например, что так называемый «старый стиль» в основном касается традиций и культуры восточных соседей. Тем самым Россия пытается сохранить здесь, у нас, свое влияние. Отказ от старого стиля означало бы буквально выход из-под внешнего политического влияния России и существенно приблизило бы столь вожделенную интеграцию в Евросоюз. Полнейшая ложь. Помимо государств бывшего СССР, правильным церковным календарем придерживаются еще Патриархия Иерусалима, Сербия и Афонская Гора (колыбель и крепость Православия). Переход к новому стилю в православных странах происходило самовольно во время патриарха масона Мелетия Метаксакиса, который в так называемом «пан-православном синоде» (1923) настоятельно требует от всех восточных церквей перейти к грегорианскому календарю. С тех пор берет свое начало и межправославная календарная дифференциация.

И лишь в последнюю очередь приводится зыбкий научный аргумент, давно опровергнутый академическими кругами неоспоримыми замечаниями и расчетами. Этот аргумент заключается в том, что новый стиль, с точки зрения астрономии, более точный по сравнению с юлианским календарем.

Чего не знают те, кто поверхностно трактует эту тему

Для того, чтобы говорить о православном церковном календаре, прежде всего необходимо как можно чаще ходить в Церковь. Затем необходимо проникнуть и как можно лучше изнутри познать все аспекты духовной жизни христиан. Постепенно можно войти в ритм этого переживания, которое становится неотъемлемой частью настоящего христианина. И только через это духовное переживание одни способны были составить, а другие - сохранить православный церковный календарь (он мог быть составлен одними и затем сохранен другими).

В 1922 году профессор и декан Бухарестского теологического факультета, доктор Константин Кирическу, издает книгу «Православный церковный календарь на все годы», в которой дает некоторые указания по его составлению. «Среди различных методов, используемых для определения лунной даты Воскресенья, на которую приходится Пасха, в каждый год - прошлый или будущий и до бесконечности, - я выбрал следующий. Он заключается в комбинировании лунного [10] и солнечного цикла [11] в непрерывной Таблице [12]Святого Иоанна Дамаскина (VIII век) [13], оставленной нам монахом Исааком Аргириным (XIV век).

Все годы от рождения Христа – и они интересуют нас в этой работе – совпадают с тем или иным годом лунного или солнечного цикла.

Остаток из: A–2 / 19 a) показывает год лунного цикла, который совпадает с данным годом от Р.Х.

Если остаток отсутствует, то год лунного цикла составляет 19.     

Например: На какой год лунного цикла выпадет 1970 год после Р.Х.?

1970 - 2 = 1968; 1968 = 19 ´ 103 + 11.

Цифра 11 указывает на год лунного цикла, совпадающего с 1970 годом.

Остаток из: A–8 / 28 б) показывает год из солнечного цикла, который совпадает с этим годом от Р.Х. Если остаток отсутствует, то годом солнечного цикла является 28-й.

Например: На какой год солнечного цикла приходится 1970 год после Р.Х.?

1970 - 8 = 1962; 1962 = 28 ´ 70 + 2.

Цифра 2 указывает на год солнечного цикла, совпадающий с 1970 годом.

То есть, 1970 год после Р.Х. будет совпадать с 11-м годом лунного цикла и со 2-м годом солнечного цикла. Отыскав эти два года (11-й и 2-й) в вышеназванной Таблице, можно узнать лунную дату Воскресенья Пасхи в 1970 году. В нашем случае, согласно Таблице, в 1970-м году Пасха приходится на Воскресенье, 13 апреля. Комбинируя таким образом лунный и солнечный циклы, содержащие все полученные данные, и сравнивая полученные данные о числе и дне Святой Пасхи, получаем «Типичный Пасхальный цикл», равный 532 годам (19´28). По окончании этого цикла Пасха опять падает в каждый год на то же число месяца и в том же порядке и во всех последующих вереницах из 532 лет ”[n].

Отодвигая в сторону все эти расчеты, как мы уже говорили выше, только Православие может дать истинное понимание.И это доказывают почти 1900 лет и чудо снисхождения Святого Огня над Гробом Господним в Иерусалиме точно в Великую Субботу перед Святой Пасхой. И непонятно, как, имея в распоряжении это замечательное свидетельство божественного откровения, люди еще осмеливаются ставить под сомнение число и день празднования самого великого христианского Праздника.

Все эти ошибки объясняются злонамеренностью и неспособностью понять и принять истину (для одних доказанную верой), вплоть до научного ее доказательства. Или, вероятнее всего, эти два аргумента у нас стране идут рука об руку. И это устраивает тех, кто не желает прилагать слишком много усилий, чтобы изучить и решить очень важные проблемы. Таким образом, население вводится в заблуждение посредством прессы, которая осталась еще рабом концепций эмпирического материализма. И потому желательно, чтобы те, кто не компетентен в проблемах теологического характера, воздержался от высказывания своих ошибочных концепций и идей.

Михаил Дохот

С румынского языка перевела Д. Грин


[1] Евангелия от Матвея, Марка и Луки из Нового Завета. 

[2] отрывок из Святого Писания.

[3]читается от Воскресения Мытаря и Фарисея (за три недели до начала Пасхального поста) до Пасхального Воскресения (всего 10 недель).

[4]читается, начиная с Великого Воскресенья до I-го Воскресенья после Троицы или Всех Святых (всего восемь недель).

[5]читается весь оставшийся год между периодом Пентикостара и Триода.

[6] Например, в четверг, 9 марта 2006 года, должен быть праздник «Первого (IV-й век) и второго (452) Обретения мощей Святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя, но поскольку уже началась первая неделяВеликого Поста, Литургия будут проводиться в первую субботу первой недели поста (то есть 11-го марта). Однако утром, в 6-м часу, будет читаться отрывок из второй книги Мойсея – Исход (из II-й главы, стихи 11-21), а вечером будет проводиться повечерница и Канон Святого Андрея Критянина. Также будут читаться отрывки из книги Бытия (гл. II-я, 5-19) и из книги Притчи Соломона (гл. III, 1-18).

[7]Апостольский канон: «Если эпископ, или пресвитер, или дьякон празднует Святой День Пасхи с иудеями, до весеннего равноденствия, да будет извержен», учитывая:

- 70-й Апостольский канон: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клерков, постился с иудеями или празднует с ними: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен»;

[8]официальный документ, изданный папой, на котором ставилась печать (из золота или других драгоценных металлов), от которой произошло имя.

[9]который не может ошибиться, обманываться; совершенный, без изъяна.

[10]непрерывно повторяющаяся цепочка из 19 лет, (фазы луны - новая, полная и.т.д.), которая в каждом цикле падает почти на то же число месяца.

[11]непрерывно повторяющаяся цепочка из 28 лет, в которой Воскресенье и остальные дни недели постоянно падают на то же число месяца в каждом цикле.

[12]непрерывная Таблица Монаха Исаака Аргирина.



[13] Имея в распоряжении эти объяснения, мы рекомендуем убедиться в простоте и верности утверждений.

a) 2 – это годы, которых нет в лунном цикле (290-й) от Сотворения Мира до Христа ((5508 = 19´289+17). Следовательно, либо формула: A+17/19, ori: A-2/19.

b) 8 – это годы, которых нет в солнечном цикле (187-й) от Сотворения Мира до Христа (5508 = 28´196+20). Следовательно, либо формула: A+20/28, ori: A-8/28.


Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu