joi, 11 octombrie 2012

ГРЕХ: МОЛДАВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Беспрестанно, в той или иной дискуссии, при том или ином событии, люди пользуются в разговоре словом «грех». И, хотя история этого слова насчитывает уже немало веков, оно не потеряло своей актуальности. И даже напротив, средства информации в стране и за её пределами стараются, и в отдельных случаях это им удаётся, изменить изначальный смысл этого слова. Людей беспрерывно атакуют такими материалами, в которых понятие греха превращается в банальность, и даже интерпретируется в качестве ценности – как слово, так и само греховное деяние. Конечная цель – отдаление, в том числе и посредством этого метода, человека от Господа. Но, несмотря на все трудности, наши соотечественники продолжают хранить живую веру предков.

Что говорят простые люди?
Чтобы узнать, что понимают молдаване под определением «грех», я решил походить по Кишинёву и поспрашивать именно об этом. Вот что я установил:

В большинстве случаев люди, по причине текущих забот, даже не ставят проблему греха. Почти все остаются сейчас дезориентированными. Они признают только такие характеристики, которые им передали родители или родня. Как бы такое ощущение не действовало, всё же – не самым лучшим образом.

Прохожий (не захотел представиться): «Грех – это такое деяние, которое человек может совершить любую минуту. Я стараюсь не совершать этих грехов, и всё-таки где-то кого-то можно и оскорбить, правда, потом на душе становится плохо. Или, если идёшь по дороге и видишь старушку с протянутой рукой и что-нибудь даёшь, тогда внутри чувствуешь, что сделал добро. И это важнее всего. Моя матушка была очень верующей, её все в церкви знали. Даже в свой последний день жизни она была в церкви. Всю жизнь она старалась не грешить, и нам это внушила».

Г-жа Евгения, продавец: «Когда человек унижает другого, он обманывается, что, может ьыть, это грех. Я знаю?! Например отношение молодых к старикам, когда они не уступают им место. Недавно именно душа у меня болела, вошёл в троллейбус старичок, а молодой парень продолжал сидеть и не уступил мето. А он в войну сражался. Так-то себя ведёт молодёжь по отношению к старикам! Я не понимаю этого. Я тоже была молодой, но молодёжь в моё время была, кажется, другой, уступала место пожилым людям. Не дай Бог сказать что-нибудь плохое учителю!»

Полицейский (не захотел представиться): «Думаю, это то, о чём родители меня научили, что это – плохо, нет?»

Те, кто непосредственно общается с молодёжью и детьми, а именно – учителя, воспитатели или даже библиотекари, напротив, увидели здесь определённую проблему. Конечно, нельзя сказать, что все.

Дина Блажин, учительница лицея «Г. Асаки»: «Зависит от того, какой грех. Согласно библейским основам, грех – убить человека, грех – прелюбодействовать (иметь добрачные сексуальные отношения), многое другое. Есть тяжкие грехи, но я думаю, что есть грехи и менее тяжкие. Нельзя сказать, что грешно порвать с кем-нибудь отношения или допустить какую-нибудь ошибку. Мы несовершенны, унаследовали грехи от Адама и Евы и все грешим. Нет такого идеального человека, который всё делает безупречно».

Джонни Настас, доцент, глава кафедры истории Университета «Ион Крянгэ», Кишинёв: «Грех – феномен, который сопровождает человека с момента появления и до ухода в небытие. К сожалению, человек грешит неосознанно, хотя иногда грешит и сознательно. Возможно, многое связано с его умонастроением, с его подготовкой, с тем, насколько он начитан, сведущ. Не думаю, что у греха есть положительные коннотации. Положительный момент греха имеет место тогда, когда делаешь его сознательно, но не отдаёшь себе отчёта, когда, следовательно, делаешь себе на благо. В тот момент ему кажется, что это – хорошо, но это хорошее рано или поздно будет иметь для него отрицательные последствия».

Зинаида Урсу, сотрудник детской библиотеки «Ион Крянгэ»: «Это зависит от того, как оценивать, грехом может быть и дурной совет, нечто сознательное, дурное отношение к кому-нибудь, отсутствие уважения к старшим, неадекватное поведение. Когда вы не признаёте, что грешите – это один из самых больших грехов. Грехов очень много, мы всегда ими окружены. И всё время грешим. Есть грехи помельче, покрупнее. Если устремления добрые, тогда и деяния добрые, а если устремления дурные – соответственно и деяния будут дурные».

Могу сказать, что дети ещё помнят советы старших

Светлана и Анна, ученицы 8 класса лицея «Ион Крянгэ»: «Грех – это… думаю, что, когда ошибаешься, когда говоришь нехорошие вещи, когда не идёшь вслед за Господом, когда кто-нибудь даёт тебе добрый совет, и ты знаешь, что он добрый, но не следуешь ему, и потом понимаешь, что сделал ошибку. После добрых дел и последствия хорошие, а после того, как сделал что-то дурное, очень тяжело бывает оправиться. Чувствуешь тяжесть».

Сегодняшняя молодёжь находится лицом к лицу со «стандартами» существования, которые отличаются от тех, что присущи их родителям. Первые пользуются свободой выбора, вторые же обладают багажом жизненного опыта. И в общем молодость не склонна перенимать этот багаж знаний, по преимуществу придерживаясь своих собственных идей.

Оксана, студентка Государственного Университета Молдовы, Факультет Журналистики: «Грех – это не тогда, когда запрет идёт или от Библии, или от людей, с которыми считаются. Грех – это когда ты сам переступаешь за рамки моральных ценностей. Делаешь то, что сам себе не позволяешь. Когда твоя совесть не позволяет тебе сделать – вот тогда есть грех. Более широко – общественно, универсально – грех следует понимать в точности так, как о том пишет Библия, все те заповеди, которые тогда нарушаешь – это и считается грех».

Екатерина, студентка Государственного Университета Молдовы, Кафедра Психологии: «Существуют универсальные законы, когда эти законы оказываются нарушенными, тогда рождается грех. Человек – часть Вселенной, в то же время – и компонент более обширного мира».

Татьяна, студентка Экологического Колледжа: «Провиниться перед кем-нибудь. Всегда ощущаю на душе тяжесть, когда совершаю грех».

В среде людей, которые занимаются политикой, наблюдаются очевидные разногласия. То же самое происходит и с теми, кто занят в сфере искусства. Однако все ответы отражают реальное положение вещей.

Еуджен, член ХДНП: «То, что губит и тело, и душу; из-за греха мы не можем стяжать царствие небесное. Грех – нечто грязное. Грешим зрением, слухом, всем. Грешишь, потом понимаешь это – на покаянии. А вот если и понимаешь, и всё же грешишь,– это ещё хуже».

Сотрудник еженедельника «Коммунист»: «Поведение богатых по отношению к бедным. В этом я не понимаю богатых».

Виктор, художник-маринист: «Только мы рождаемся, и уже грешны, нет? Я, к примеру, делаю только хорошее, дурного не делаю, и уверен: делаешь добро – приходишь к добру, делаешь зло – приходишь ко злу. Греша, вовсе не помогаешь себе. Когда делаешь только хорошее, другие люди соответственно и относятся к тебе. Грешить – значит, поступать плохо».

Александру Козмеску, писатель: «Не знаю, у меня такое впечатление, что грех – понятие очень, очень ложное, и привнесённое извне. Грех означает отклонение от известной нормы, однажды установленной кем-то, не знаю когда – в другие времена. Я считаю, что нормы, которые действительно надо сознательно принимать,– это личные нормы, которые ты сам устанавливаешь, то, как ты смотришь на вещи. В этом смысле, то, что я считаю грехом,– это отдаление от собственного бытия и отчуждение от себя. Понятие греха всё ещё актуально, но необоснованно. Грех воспринимается молодёжью в полностью негативном смысле. Большая часть молодёжи говорит, что на самом деле грех не существует. Или следует известным нормам, или – что является отклонением – полностью отрицает существование греха».

Люди науки подходят к предмету иначе.

Варвара Бузила, старший научный сотрудник, доктор филологии, специалист по проблемам этнографии и этнологии, научный директор Национального Музея Этнографии и Природной Истории в Кишинёве: «У меня нет ясно сформулированных идей, которые относились бы к теме греха. Это – раздел, с научной точки зрения как распространённый, так и обособленный. Мне кажется, что грех как таковой отмечает линию, запрет, то, где человек либо может действовать, либо нет. Для простого человека, когда ему говорят – не убий, или не делай зла ближнему твоему, он понимает буквально, но чем более человек развитой или более увлечён чтением, тем более он склонен пытаться раздвинуть пределы, расширяя и сферу табуированного как можно шире. Но бывает и наоборот, сколько часто великие умы, которые прошли через все виды человеческого опыта, влекутся к гибели. От желания познать как можно больше, от желания очистить творение доходят до того, что переступают через то, что мы называем «гранью между добром и злом».

Проблема интерпретации и в религии, и в любой науке остаётся сущностной, поскольку интерпретация связана со способностью человека понимать. Я встречал людей, которые заполняли список этих запретов, и даже более того. Это зависит от моральной конструкции каждого из нас. Это хорошо в случае людей элиты – тех, которые формируют идеи, ибо обладают решимостью и слово их весомо, а деяния вызывают всеобщее внимание.

Чем на более высокой ступении иерархии находится человек, тем сильнее он ограничен в своих решениях, свободе и отношениях. Чем человек общественно активнее, решительнее, тем шире сфера грехов. Часто мы можем заметить вот что: чем выше поднимается человек по общественной иерархии, тем более пренебрегает законом, хотя ему следовало бы его максимально блюсти и видеть в законе ценность, помогая и другим соблюдать его. И доходит до двойственности – от других требует соблюдения закона, но считает, что это относится к другим, а не к нему».

Что говорят Святые Отцы?

Зло и грех всегда определяются Святыми Отцами посредством отнесения к естественной природе человека. В этом смысле зло и грех всегда отдаляет человека от Господа, или другими словами, любое отклонение своих способностей от их естественной цели – приближения к Господу. Отдаляя человека от Создателя, грех вводит его в противоестественное состояние, лишает его существования и добра, а такое состояние для человека означает зло.

«Зло есть не что иное, как отсутствие добра и отклонение от состояния естественного к противоестественному» – читаем у Святого Иоанна Дамаскина [1]. «Всё, что сотворил Господь, и как сотворил – всё это есть сугубое добро. А если добровольным образом отдаляешься от состояния, соответствующего природе, и приходишь к состоянию противоестественному, оказываешься во зле. По своей природе все рабы и подчинены Создателю. Но когда одно из созданий восстаёт и не слушает Творца, то образует в самом себе зло. Ибо злоба (…) есть добровольное отступление от состояния по природе к состоянию против природы, каковое и есть грех»[2]. «Ибо, если мы по природе – Божьи, пишет Святой ириней, отречение от Него не делается по природе»[3]. Так доходит человек до того, что вовсе забывает о смысле своём в жизни. Посредством греха человек впадает во все беды и горести[4], чуждый природе своей, до которых всё то время, пока жил в соответствии с этой природой, не мог достигнуть; они появляются как следствие греха и являются его наказанием.

Наказание не было дано Господом, оно вытекает естественным и необходимым порядком из падения[5]. Когда Бог показал первым людям те злые последствия, которые воспоследуют за нарушением заповеди (Бытие 3: 16-19), Он не сделал ничего, кроме того, что заранее сказал, каковы они будут, и не Он – тот, который навлекает их на людей. Как говорит Псалмопевец, человек «рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил» (Пс. 7-16).

А то, что человек так сильно вредит своей природе, работая против всего, что пригодно[6], всё глубже погружаясь в страдание, небытие и смерть, отдаляясь от полноты жизни и от счастья, каким был наделён изначально, есть и вправду безумие. Святые Отцы видят грех как безумное деяние, а греховное состояние, в котором живёт павшее человечество – как состояние безумия[7]. В этом они следуют Священному Писанию (Притчи 5:23; 9:4; 6:13-18; 12:23; Еккл. 10:1-3), в особенности – Святому Апостолу Павлу, который говорит о тех, кто остаётся вдалеке от Господа: «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: Называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1:21-22).

Михаил Дохот

С румынского языка перевёл Павел Владимирский


[1] Догматика, изд. III, Изд-во «Scripta», Бухарест, 1993, IV, стр. 20.

[2] Там же, II, стр. 30.

[3] Contra ereziilor (Против ересей), V, 1, стр. 1, „Sources chretiennes” («Христианские источники») – A. Rousseau, Париж

[4] Св. Ириней, Demonstraţia propovăduirii apostolice (Демонстрация апостольских проповедей), стр. 17. Теофил Антиохский, Către Autolic (К Автолику), II, стр. 25. Св. Симеон Новый Теолог, Discursuri etice (Этические высказывания), I, стр. 2; XIII, стр. 39-73.

[5] Св. Клемент Александрийский, Pedagogul (Педагог), I, VIII, 69, стр. 1.

[6] Св. Григорий Нисский, Tratat despre Feciorie (Трактат о Сыновности), XII, стр. 2.

[7] Jean-Claude Larchet (Жан-Клод Ларше), Terapeutica Bolilor Spirituale (Лечение Духовных Болезней), Изд-во «Sofia», Бухарест, 2001, стp. 39.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu