Для истинного христианина Православие есть поклонение Господу в Духе и Истине. Дух есть слава христиан (Ин. 7:39). Где нет Духа, там нет Православия, а где нет Православия, там нет и спасения. Святой Афанасий Великий, патриарх Александрийский, говорит: «Тот, кто желает спастись, прежде всего должен держаться правой веры, тому же, кто не сохранит её в целости и сохранности, кроме того, что столкнётся он со множеством неурядиц, предстоит погибнуть вовек». (Символ Святого Афанасия Великого, патриарха Александрийского, «Псалтирь с комментариями»).
Сознательное выступление, противоречащее официальному учению церкви, так же как и измышления человеческого разума, вводимые в учение христианской веры, всё это является ничем иным, как ересью, тогда как следование ложному учению, говорит Святой Иоанн Лествичник, является «зловерием» (Лествица, Слово 1).
Сознательное выступление, противоречащее официальному учению церкви, так же как и измышления человеческого разума, вводимые в учение христианской веры, всё это является ничем иным, как ересью, тогда как следование ложному учению, говорит Святой Иоанн Лествичник, является «зловерием» (Лествица, Слово 1).
Слово «ересь» используется для того, чтобы указать на ложные учения и на ошибки веры тех, кто не принял или не удержал христианское учение по слову Святых Апостолов, как оно понимается и сохраняется Церковью. Все учения, которые вводят личные измышления, вдохновлённые ложным знанием, исходящие от телесного ума, приносят вечную погибель, с православной точки зрения.
Церковь разоблачает подобные учения, защищаясь от них и призывая одуматься тех, кто попался к ним на удочку, она предаёт анафеме такие учения и тех, кто с упорством придерживается их. Анафема имеет значение духовного лекарства против болезней человеческого духа, которые ведут к вечной погибели. Искреннее и твёрдое предание ереси анафеме – это снадобье, которое сполна и решительно освобождает душу от ереси.
Отдаляя человеческий дух от Господа и объединяя его с дьяволом посредством главного его греха – хулы на Бога, ересь делает человека рабом грехов, подобным тому, кто покинут Господом. «И омрачилось несмысленное их сердце,– говорит Апостол о таких мудрствующих,– и заменили они истину Божию ложью» (Рим. 1:21-26).
Церковная историография отмечает, что поведение ересиархов было лишено приличия. Аполинарий имел неподобающие связи, Евтихий в особенности был рабом сребролюбия, Арий далеко ушёл по пути разврата. Когда пение знаменитой Талии начинало раздаваться на Первом Экуменическом Синоде, Отцы Синода закрывали себе уши, не желая слышать гадкие слова, которые никогда не смогли бы войти в сознание приличного человека.
Грех хулы, которая составляет сущность любой ереси,– самый тяжкий грех, как нечто такое, что присуще духам отрицания; этот грех и составляет на деле их главную черту. Падшие духи пытаются спрятать все грехи под маской благости и фальшивого благочестия, что в отческих аскетических писаниях названо оправданием. Они делают это с той целью, чтобы люди ещё легче были обмануты, с ещё большей лёгкостью позволили себе взять грех на душу. Они действуют именно хулой: стараются пользоваться очень известным именем, прибегают к витиеватой речи и чванной философии.
Первые ереси, которые появились на теле христианства, были иудействующими, названные так потому, что пытались внести традиционные мозаичные практики и придать им обязательный характер. Эти ереси придавали Ветхому Завету непреходящую ценность и требовали его полного применения в христианстве, при том, что Апостольский Синод в 50 году установил, что мозаичный закон не обязателен для христиан среди народов (Деян. 15, 19, 28).
Первые христиане искали истину веры прежде всего сердцем, и только затем, если была в том нужда, и умом. После Миланского эдикта от 313 года христианские теологи были поставлены, однако, в положение необходимости разъяснять различные теологические проблемы. Это частично обратило ситуацию: чтобы были поняты известные аспекты веры, необходимо было и исследование, и детальное его объяснение, но лишь в том Духе, который достигается посредством сохранения Святой Традиции (т.е., в сущности, постом и молитвой). Те, кто не следовал этому ежедневно, впадали в ересь. Сейчас акцент предпочтительно ставится на формальную гносеологическую сторону, в ущерб аутентичной духовной жизни, что мы можем наблюдать в учреждениях теологического образования.
Ересь, которая глубоко потрясала церковную жизнь много веков (являющаяся и сегодня основанием для сект, в особенности для «Свидетелей Иеговы»), – арианство (IV век). Это – человеческий рассудочный способ понимать христианство (защитник этой ереси Арий отрицал Божественную природу Бога-Сына). Во второй половине того же века появилась и другая ересь, защитники которой получили наименование «пневматомахов» (их предводитель Македоний отрицал Божественность Святого Духа).
Тогда как проблемы троичности (способ восприятия соотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом) были определены первыми двумя Синодами, христологическая проблема (соотношение божественной сущности и человеческой сущности Спасителя) обсуждалась напротяжении четырёх Экуменических Синодов. Такое непонимание породило: несторианскую ересь (приверженцы которой ошибочно полагали, что в Христе существуют две личности, соответствующие двум Его сущностям, человеческой и божественной), а чуть позже – монофизитскую ересь (представители которой, напротив, считали, что Господь наш Иисус Христос имеет не более чем одну сущность, а именно божественную, тогда как человеческое Его тело – одна только видимость).
Хотя эти заблуждения были осуждены на семи Экуменических Синодах, их остатки позднее привели к расколу 1054 года и ещё позднее – к протестантской Реформации. Ошибки ересей первых веков христианства до сих пор дают о себе знать в сектантских учениях, которые нападают на Православие со всех сторон.
Видя, однако, что ни гонения, ни ложные учения не в состоянии поколебать Церковь, враги Православия обратились к борьбе изнутри неё, используя всё те же методы: пренебрежение каноническими церковными предписаниями и ложные интерпретации учения веры. Те, кто борется с Церковью изнутри неё,– так называемые теологи и иерархи, которые объявляют себя православными, но на деле они открыто нарушают Святую Традицию. Они являются настоящими слугами антихриста. Самым подходящим примером сказанного выше является филетизм.
Термин «филетизм» в узком смысле означает отождествление религии и национальности. Некоторые аналитики утверждают, что филетизм – всего лишь «любовь к народу», тогда как другие доходят до того, что сравнивают его с фундаментализмом. Посредством таких характеристик в публицистических кругах создаётся прецедент атак против православия в общем. И одни, и другие не атакуют Церковь лишь как учреждение, но в целом – как божественно-человеческий организм, глава которого – Сам наш Спаситель. И, чтобы избежать ошибок восприятия, необходимо сущностное определение этой ереси.
Ошибка, которую допускают филетисты, состоит в смене церковного предания традицией народной или национальной. Любовь к своему народу (к его представителям) ошибочно ставится выше любви к Христу, как о том говорил и Сам Спаситель: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня: и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:37-38). Дети церкви, публично проповедующие филетистское заблуждение, особенно если они имеют теологической подготовки, очень хорошо отдают себе отчёт в том, что на деле они отрицают божественность в целом.
В филетизме христианский теоцентризм – всего лишь иллюзия, и он покрывает и скрывает языческий эгоцентризм, возрождённый вместе с порывом западного гуманизма, он представляет собой возврат к языческой практике, всё более активно продвигаемой движением New Age.
Чтобы поддержать так называемое «этническое происхождение церкви», от идей религиозного характера всё более обращаются к практической пользе, нежели к Истине. Однако, когда речь заходит о территориальных границах, Церковь постоянно подменяется организацией, вполне светской и обычной. Такого рода организация уже не может быть свыше мирских законов и становится рабом персональных либо групповых амбиций.
Можно осознать ложность учений, распространяемых адептами филетизма, приняв во внимание следующие признаки, свойственные на деле вообще всем ересям:
· отрицание и нарушение канонических церковных предписаний;
· нелюбовь к православному аскетизму;
· примешивание геополитического аспекта к национальной проблематике в религиозной области.
Любовь к народу с социально-политической точки зрения – момент положительный. Она объединяет и делает сильнее в борьбе против внешней опасности. Однако идея национальности появилась только во второй половине XVIII века – начале XIX века. Вплоть до Нового Времени христианская Европа была поделена между административными представителями общества, которые концентрировали в себе обязанности военного, собственнического, земельного и политического руководства Все властные прерогативы будущий лидер получал по наследству, однако конфирмация становилась возможной только с одобрения иерарха. Отсюда видно, что религиозная область была особой и по сравнению с другими областями обладала преимуществами.
Подобно Византийской Империи, православные страны сохраняли традицию разграничения политики и религии. Они разграничены, но при этом тесно взаимосвязаны. Для Господаря, как и для всего народа, другие атрибуты лишь служат главной цели человека – спасению.
В филетизме же всё прямо противоположно: доходит до того, что вера предков должна быть принесена в жертву национальным интересам. Это чаще всего в конечном счёте становится отговоркой для удовлетворения мелочных целей. И, что хуже всего, это заблуждение начинает и у нас проповедоваться, точно как церковная догма. Так то, что должно было бы стать для человека ключевым моментом морального обхождения, становится вульгарным фарисейством.
Дошло до того, что эти проблемы, относящиеся исключительно к духовной сфере, иногда интерпретируются профанами, которые не имеют элементарной духовной подготовки, не говоря уже о теологической компетенции, которая необходима для исследований в столь сложной области, какой является церковная политика. Однако так называемые «пастыри Божьего стада» целиком погружены в полемику, дискуссии и утверждения, которые противоречат миссии, доверенной им при обретении святых даров в ходе церемонии рукоположения (церемонии, посредством которой простой человек может достичь звания священника, т.е. слуги Божьего). Действуя в духе нынешних смутных времён, обладая соответствующим сознанием, такие люди совершают тяжёлые канонические ошибки, которые неизбежно ведут к ереси.
По своему отрицательному воздействию филетизм можно сравнить даже с экуменизмом. Если филетизм имеет целью раздробление Православной Церкви по этническим критериям, делая её уязвимой для антихристианских течений, то экуменизм даёт фору сепаратистским тенденциям посредством их преобразования в течения объединения в религию будущего – в религию антихриста. Взаимодействуя, эти два ошибочных направления образуют два лица одного и того же разрушительного движения, направленного против Православия.
В Православии верующие образуют единый народ – «народ Божий». Святые апостолы, посланные во все народы, «крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19), тем самым образовали один, единый «народ». А тем, кто в этом сомневается, Сам Спаситель отвечает: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мёртвых не читали ли вы изреченного вам Богом: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? Бог не есть Бог мёртвых, но живых» (Мф. 22: 29-32). Отсюда видим, что ни национальная принадлежность, ни сохранение народных обычаев не определяют спасения, но всякий человек ответит перед лицом Господа за свои прегрешения.
К сожалению, представителей филетизма можно найти во всех странах, по преимуществу православных, но это не означает, что в этих странах нет правоверных людей. Также наблюдается, как еретические идеи филетизма, сколь это ни странно, уживаются в сознании людей, имеющих верное представление о внешней религиозной опасности.
Как и экуменисты, филетисты призывают к так называемому «диалогу» (который в действительности является необоснованной полемикой), призванному разрешить те конфликты, к которым они приводят. Однако если действительно наступает момент, когда необходимо общение в духе канонических норм, важной характеристикой таких людей является упорство и гордость, происходящие из греха гордыни, в который пало с небес немало и ангелов. Они должны сами понять, что это – капкан. Больше же всех прочих в ходе этих грязных игр теряют простые люди.
О защите от подобных людей Спаситель говорит: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18: 5-10).
Дохот Михай
Перевёл с румынского Павел Владимирский
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu