miercuri, 28 noiembrie 2012

„ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ” В МОЛДАВСКОЙ ПРЕССЕ

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

Хотя в словаре можно найти целых семнадцать определений термина «ценности», мы, как правило, не встречаем никакого удовлетворительного его объяснения в религиозном смысле. Это объясняется очень просто, если принять во внимание учение Церкви о последних временах.

Как мы все видим, в мире, к сожалению, преобладают экономические ценности. Пагубное влияние этого остро ощущается в образовании и моральном состоянии наших современников. Только после материальных ценностей следуют так называемые «общечеловеческие», и лишь на третьем плане находятся ценности христианские. Несмотря на то, что двум последним по сути следовало бы быть едиными, существует тенденция проводить между ними искусственное различие, в особенности – в среде интеллектуалов. Эти различия оголтело распространяются в обществе посредством средств массовой информации. И оттого людям теперь очень сложно заметить различие между истинно положительными ценностями и не-ценностями. И у нас в стране, и в целом в мире отмечается резкое обесценивание духовных благ, что в конце концов ведёт к их исчезновению.
Расхождение между аутентичным религиозным и нынешним псевдодуховным пониманием термина «ценности» очень велико. С самого первого грехопадения человеческая природа не оказалась способной, исходя из себя самой, произвести качественное различие между добром и злом. Эта способность исчезла одновременно с ввержением человеческих существ в бездну грехов. Примеры такого рода изобилуют в жизни каждого человека. И потому Церковь, совершая Божественную Литургию, день за днём побуждает следовать учению, оставленному Святым Отцам Господом нашим Иисусом Христом, Который свидетельствовал о Себе: «Я есмь и путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (Ин. 14:6-7).

Профану практически невозможно понять различие между ценностями «общечеловеческими» и ценностями христианскими. В первую очередь потому, что и те, и другие нуждаются в скрупулёзном анализе и объяснении. И во-вторых: пожалуй, трудновато атеисту поверить в загробную жизнь или попытаться понять, каково различие между экономической (материальной) ценностью и ценностью христианской (духовной). Однако хуже всего то, что даже если атеисты владеют формальным знанием того, что собой представляет христианство, они не способны жить по-православному так, как это заповедал Спаситель ученикам Своим, а через них – и нам. И это потому, что они лишены того, что воистину важнее всего – истинной веры.

Вера является самой большой ценностью, какой обладает человек. Это выражено в Писании Самим Спасителем, когда обратился Он к слепому: «Не бойся, вставай!.. Иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошёл за Иисусом по дороге» (Мар. 10: 49-52). Посредством веры человек обретает силу для спасения. Это – единственная человеческая ценность, которую порождает христианская добродетель, из которой затем исходят духовные дары, дающиеся избранным. Только «следуя за Иисусом», человек может обрести эту ценность.

С другой стороны, есть определённые «общечеловеческие» ценности, «усвоение которых отражается в событиях, идеях и феноменах, соответствующих общественным нуждам и выработанным обществом идеалам» (такое определение дано в румынском толковом словаре «DEX»). В качестве примера подобных ценностей приводятся: «экономика, семья, культура, вера, друзья, наука, страна, мир, счастье…» Но, как видим, это всего лишь голое человеческое восприятие, используемое в демагогических целях, весьма далёких от религиозного понимания (близкого к Богу).

Примеры христианских ценностей можно привести и объяснить их только посредством процесса сохранения благ, именуемых «общечеловеческими», в том смысле, в каком каждый человек может спастись при их помощи. Миссия их сохранения в эру информационных технологий в основном принадлежит средствам массовой информации: периодическим изданиям, радио, телевидению и др.

Но, к сожалению, христианские ценности ныне находятся в отдалении от души человека, благодаря различным методам, к которым прибегают те же СМИ. Периодические издания Молдовы, представляют ли они позицию руководства или политической оппозиции, одинаково придерживаются антихристианской ориентации, в чём мы убедимся ниже.

ВМЕСТО ПЕРВОЙ ЧАСТИ

Чтобы быть лучше понятым, я изучил номера изданий прессы с самыми высокими тиражами, начиная от праздника Святой Пасхи и до настоящего времени. Названия этих изданий и авторы, подписавшие материалы, не упоминаются по той простой причине, что постоянный читатель легко догадается, какие издания и авторы имеются в виду.

Единственный еженедельник, в котором мы наблюдаем стремление иметь посвящённую религии рубрику (которая появляется один раз в три-четыре номера), почти всегда наполнен самыми разными статьями, которые вроде бы побуждают читателя (а лучше сказать – требуют от него) прийти к выводу, противоположному тому, что выражено в этой рубрике. Например, после статьи «Искушения деятельной жизни. Предшествующие события» в продолжение читаем на следующей странице «Европейская интеграция, шаг за шагом». А перед религиозной рубрикой, в которой определяется, насколько возвышенны были «товарищи Иисуса» (ангелы – М.Д.), прямо на редакторской странице нам объясняют, что отказ от подписки на данное издание есть «великий грех».

В том же издании перед Пасхой, после советов «Президентского астролога» (в рубрике «Неизданное»), начинающихся с «ночного сна на вокзале» («Культура»), сотрудники издания на двадцатой странице констатируют, что этого достаточно: «Увидеть Săpînţa, и потом можно умереть» (что, по сути, является надругательством над верой предков).

После того, как в номере от 13 мая анализируется, с какой проблемой столкнулись монастыри в Кондрице и в Кэприяна; в следуюшем выпуске с остолбенением узнаём, что «Старый Орхей» есть не что иное, как «археологический заповедник в районе Орхей, который находится на расстоянии 60 км от столицы». А на странице 19 нам объясняют, как осуществляется «очищение при помощи дойны», а именно вот как: «приводя к общему знаменателю свойственную румынской духовности глубокую приверженность дакам, широту германского классицизма, аромат французского модернизма, донкихотство испанского глобализма, итальянский религиозный карнавал, средиземноморские дихотомии греков и англо-саксонский технологический прагматизм». Неудивительно поэтому, что для потребителя подобных статей «Божья помощь» наличествует даже и в футболе.

На редакторской странице в номере от 27 мая автор статьи «Поглощающая цель» критикует православную церковь и не отдаёт себе отчёта в «цели», к которой ведёт вульгарный рисунок („Boonika”…) по соседству, не соответствующий рассматриваемой теме. Автору религиозной рубрики следовало бы прежде всего сосредоточиться на борьбе с культом уродливого и уродств на страницах этой газеты, а уж потом – на «культе пупка и наготы», который, впрочем, заметен на фотографиях, помещённых на последующих страницах. Особенно красноречива фотография в каждом номере (раньше она занимала целую страницу) широко открытого рта с микрофоном (миниатюрным), вдетым в язык. Данное изображение – точная иллюстрация «поглощающей цели», невыразимой в словах.

ВМЕСТО ВТОРОЙ ЧАСТИ

В другом издании, не менее известном, и тоже на редакторской странице, после пожелания «Счастливой Пасхи!» замечаем вновь ту же аллюзию, что и в предыдущем издании: «Я убил вас, извините!». В том же издании узнаём, что «Древнейший обычай» (красить пасхальные яйца) «идеально» сочетается с «Историей и значением татуировок» – в особенности это видно на фотографии, представленной в первой статье (дракон на одежде). С другой стороны, на странице 4 читаем о «Мемориале скорби», а через несколько страниц обнаруживаем статью о «Причастившихся знаменитостях». Вновь косвенное издевательство над предками.

В следующем номере, накануне Пасхи, в том же издании замечаем рубрику, специально посвящённую этому празднику, и вот к какому выводу приходит автор: «не знаем, имеем ли право беспокоить и хватать за грудки Господа, который считает, что это правильно». Можно понять и такое, поскольку в этом издании распространяют учения типа того, что сеет Центр Рериха (культовое международное движение), которому посвящён целый абзац через одну страницу.

В другом номере этого же издания на странице 10 автор статьи «Православная церковь и… европейская интеграция» делает некоторые поистине причудливые умозаключения. Вот что он говорит: «Под широкими фалдами Господа есть… миг…, когда жертвы подадут руки всадникам, предатели – отважным, «красные», как раки, коммунисты – «зелёным» антикоммунистам. Согласно автору, «царствие Божие на земле» (выражение, многажды используемое в Книге Царств и вообще в Священном Писании) есть только «впечатляющее внушение… Средневековья!» «Подобная ханжеская клоунада не имеет ничего общего ни с аутентичным религиозным чувством, ни с демократией»,– заявляет заблудший автор. Простой читатель мог бы задать вопрос: какое отношение имеет аутентичное религиозное чувство к так называемой американской «демократии», навязываемой посредством революций и «молниеносных войн» с десятками тысяч жертв.

Дальше автор пишет, что священники – «рыцари сатаны», в лучшем случае страдают отрывом от своего времени, и продолжает – «по губительной восточной традиции»… Что же до «Пасхального богослужения»,– отмечает автор, то это – «чаще всего неловкое ощущение». «Предстояние священников на амвоне»,– упрекает аналитик,– «это плохо разыгрываемое представление, коллективное «потогонное» собрание»… Чтобы иметь шансы в Молдове, «европейскую интеграцию следовало бы перевести на религиозную терминологию».

После таких выводов, «касаясь субъекта, проходящего сквозь фильтр учения, во всяком случае благоговейного», даже и простой неучёный человек поймёт, что у автора и в помине нет ничего ни от веры его предков, ни от понимания того «потогонного» результата, к которому он сам приводит человека.

Как и в предыдущем выпуске, на предпоследней странице открыто рекламируется оккультизм, колдовство представлено и в следующем номере на странице 15, где мы видим символ антихристианского звучания, не говоря уже о последних четырёх страницах, где снова открыто воспеваются человеческие недостатки, с которыми церковь боролась на протяжении целых веков.

На странице 9 того же правительственного издания (следующий выпуск) автор в статье «Церкви для всех румын» отчётливо идёт против Святых Апостольских Канонов тем, что ссылается на зарубежный официальный орган, который «финансово поддерживает работы по строительству большей части румынских церквей по соседству с Румынией,… среди которых и церковь Св. Апостола Андрея в Дурлешть». По крайней мере, те, кто публикует подобную статью, ответственны за распространение весьма зловредной ереси (филетизма), преданной анафеме местным Синодом Константинополя в 1872 году.

Отдав себе отчёт в страшной неловкости, допущенной в предыдущем выпуске (в статье «Православная церковь и… европейская интеграция»), авторесса раздела «Духовная жизнь» замечает: «На фоне внешних по отношению к церкви концепций (автора), имея своё отношение к понижению уровня нашего духовенства, рискуешь судить поверхностно, как, например, о «губительной восточной традиции» или о «местной традиции», о проблемах, касающихся катастрофического наследия коммунизма». В продолжение, однако, авторесса этой статьи принимается критиковать духовенство: «не миряне, а «священники с крестом в руке» виновны в том, что распределяли «святой огонь» при посредстве атеистов-коммунистов. Митрополит Владимир знает, что этот грех против Святого Духа не прощается».

И, как будто этого было недостаточно для того, чтобы запутать ситуацию, в нижней части этой же страницы авторесса статьи «Только Иисус может судить об искренности Его рабов» в свою очередь противоречит этой неудачной попытке восстановить положение: «Каждый бессарабский христианин, которого его бабушки и дедушки научили вести себя в Святой Церкви, знает, что у христианина нет права произносить плохие слова в адрес священника и судить его; существует иерархия, установленная вот уже две тысячи лет. Тот, кто поносит всё, что происходит в живом теле Православной Церкви, просто-напросто принадлежит к другому вероисповеданию, и Бог с ним!» И «без всякой связи,– как о том говорит сама автор,– с тем, что написано выше. Из множества участников конкурса «Евровидение» большинство мне понравилось…». Похоже, что «Евровидение» для авторессы – ядро распространения христианских ценностей, раз она ссылается на это в рубрике «Духовная жизнь».

На правильно поставленный вопрос «Как чудо изменяет жизнь?» даётся странный ответ: «Если судить о чудесах, как о некоторых индивидуальных событиях, нельзя найти никакого ответа, говорит Исаков. Чтобы отличить случаи совпадений от случаев чудесного спасения, события следует анализировать при помощи математической статистики, говорит российский исследователь». Итак, нам следовало бы отставить веру в сторону и заняться изучением математической статистики, чтобы отыскать решение, как сделать так, чтобы и в нашей жизни произошло чудо. Если, однако, мы будем рассматривать чудеса как некоторые индивидуальные события, то придём к ответу Авраама из притчи о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31).

Продолжение следует…

Дохот Михаил

Перевёл с румынского Павел Владимирский

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu