joi, 22 noiembrie 2012

Между психологией и духовностью

На протяжении времени у людей с определенными привычками, живущими в определенных обстоятельствах и в постоянно меняющемся времени, формируется вполне конкретная точка зрения не только на сиюминутные, но и на исторические явления. Психология изучает действительность через призму человеческой души. По мере развития человечества - гражданского общества, научно-технического прогресса и т.д.– этот аспект действительности большинству людей кажется всё понятнее. В действительности же всё это не совсем так.

Как известно, ни биологические предпосылки, ни генетические данные – всё то, что человек получает от Бога,– не проявляются сами по себе. Совокупность влияющих на жизнь человека событий невозможно, так сказать, охарактеризовать ни в психологии, ни в других науках. Но с самого начала следует понять, что и теология этим не занимается. Однако, в отличие от других наук, теология изучает связь между Богом и человеком (religo-religare – означает восстановление связи). Посредством Православия (истинного почитания – прим. авт.) Бог выявляется и сообщает людям столько, сколько им нужно для их спасения. Бог раскрывается в первую очередь своим приближённым, и уже через них – всем остальным.
Тот, кто приобщается к этим открытиям, понимает, что теология – это не просто наука. Это – наука наук, и недостаточно её изучать, надо жить ею, глубоко и по-настоящему, искренне чувствовать. Таково условие sine qua non для того, чтобы понять её всем своим существом и всем разумом. Благодаря православной традиции сохранилась и передалась жизнь во Христе. Здесь мы находим и истинное учение веры. Однако, в результате многих исторических событий положение в этом смысле в различных частях света решительным образом изменилось.

По словам Владимира Лосского, „восточное теологическое мышление истолковало искупительную работу Христа в терминах по сути своей юридических» [1]. Влияние такого мышления чувствуется и у нас в том, что некоторые люди перестали видеть связь между православной верой и её внутренним целительным характером. Запад свёл христианство к простой вере, понаслышке привычно исключая из него, можно сказать, медицинский аспект. Так считают и некоторые так называемые люди искусства, которые видят не тайну Святой Литургии, а только театральный спектакль. Они, вероятно, не понимают, что Православие – это наука исцеления, и в то же время - вера всех вер. То, как они разделяют эти вещи, предполагает еретический образ жизни.

Как отмечает Митрополит Hierotheos Vlachos, «в своём великом опустошении и безнадёжности люди обнаружили психологию, поскольку «Церкви» Запада утеряли православное исихастическое предание [2]. Согласно психологии, душа не создана по образу Божьему, она – просто функция тела. И потому можем считать психологию бездушной наукой [3].

Именно поэтому, чтобы не допустить огромной ошибки, Святой Апостол Павел четко разграничивает людей духовных и не духовных (духовных и телесных): «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, Чтобы вера утверждалась не в мудрости человеческой, но в силе Божией.

Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог, прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

А нам Бог открыл это Духом Своим, ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа в Боге, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным.

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно. Но духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может. Ибо «Кто познал ум Господень, чтобы мог судить Его?» А мы имеем ум Христов (I Кор. 2, 4-16).

PsihologС другой стороны, психология оказывается в какой-то степени полезной для тех, кто по каким-то причинам не пришёл к истинной вере. Это хорошо заметно особенно в области воспитания. Ребенка надо с малых лет воспитывать в социальной среде. Он должен освоить язык, культуру, знания, навыки предшествующих поколений. То есть, образ поведения человека следует формировать с раннего детства. Это – те самые семь лет домашнего воспитания. Очеловечивание ребенка, его вовлечение в современное общество и подготовка к жизни в этом обществе начинаются с колыбели. В воспитательном процессе капиталом является душа человека. Мне кажется излишним пытаться убеждать, приводить аргументы, чтобы показать весь грех и ущербность пренебрежения этим капиталом, особенно когда он является нашим завтрашним днём, ибо это само собой разумеется.

В воспитательном процессе фактор времени, как впрочем, и любое проявление духовной жизни – действительность, которая прочнее стали. На самом же деле мало кто сегодня осознаёт важность сохранения чистоты души. Моральный и экономический кризис – это не результат одних только материальных факторов. Это и влияние школы, поскольку уже не помнят, что школа - инструмент для подготовки нового поколения к социальной жизни, и в результате школа сделалась инструментом, который положительному развитию общества мешает.

Школа перестала отвечать своей роли. В этом контексте можно сказать, что один из «идолов», препятствующих системе социально окрашенного морального воспитания в рамках целостного воспитания,– одностороннее интеллектуалистское толкование человеческой души как результата соединения различных явлений. К сожалению, мы наблюдаем, что положение в области образования не улучшилось, а наоборот – ухудшилось. Детская преступность с каждым днем растёт, и в основном это объясняется тем, что в большинстве учебных заведений сегодня полностью отсутствует морально-религиозное воспитание. И потому для выхода из бедственного положения нашего общества необходимо обязательно ввести в школы учебную дисциплину для морально-религиозного воспитания подрастающего поколения.

Ни у одного из тех, кто формирует общественное мнение, кто искусственно создаёт проблемы вокруг Православия, нет по этому поводу, по крайней мере, ясно обозначенной идеи. Именно они первые принимают крайние точки зрения, попадая в сети атеизма и еретического прозелитизма. Некоторые из них осознают, что заблуждаются, но под влиянием создавшихся обстоятельств уступают собственным ошибочным убеждениям, другие же им позволяют слепо вести их за собой.

Для тех же, кто принимает совершенное знание, ограниченное знание слишком мало значит. Отцы Церкви, например, считают неинтересными открытия психологии. Понимая различие между апоцентрической и теоцентрической психологией, они очень хорошо видят недостатки первой.

Православие предоставляет душе именно то, в чем она нуждается, чтобы жить в гармонии со всем Божьим творением. Помня о греховной природе человека, Святые Отцы оставили последующим поколениям неоценимый клад - свои Писания. Они подробно описали методы, при помощи которых каждый человек может излечиться от пороков и недугов не только душевных, но и телесных.

Говоря сегодняшним языком, этой наукой является Православная психотерапия. И если это лечение соблюдается согласно традиции, то результат не заставляет себя ждать. Если исходить из того, что человек был сотворен «по образу и подобию» Божию (Бытие: 1,26), то есть совершенным, то становится ясным происхождение болезней – грехопадение человека, подталкиваемого дьяволом (Бытие: 3). Благодаря вековому опыту хорошо известны характеристики душевных болезней и то, как они зарождаются и протекают. Затем проводят лечение, зная предварительно условия его проведения. На более высокой ступени происходит обретение добродетелей и в итоге – выздоровление.

Неизвестно почему, но специалисты в области психологии и воспитания и сегодня пренебрегают тысячелетним опытом Церкви. Печально, что, имея в нашей Церкви полное учение о человеческой душе, об исцелении людей, которые уже более не помнят предания бодрствования[4], мы принимаем и используем в основном теории простых смертных психологов.



[1] По образу и подобию Божию, Париж, 1967, с. 95.

[2] Исихазм  – тайный метод внутреннего слушания.

[3] Болезнь и исцеление души в Православной традиции, Бухарест, 2001, с. 46.

[4] Бодрствование – душевное состояние или наблюдение за мыслями в состоянии бодрствования.

Михай Дохот

Перевод с румынского Д. Грин

http://w.mdn.mdw.mdn.md/ru/index.php?view=viewarticle&articleid=1610

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu