sâmbătă, 16 noiembrie 2013

НЕИЗВЕСТНЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕРКОВНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (1812-1918)

«Многажды побеждённые, много раз подчинённые, но никогда не склонённые до земли и никогда не лишённые надежды, глядим мы (на предводителей), начиная от 1366 и по 1688 год, опираясь на них во всех наших делах, чтобы очиститься в борьбе. Мирча чел Бэтрын, Влад Цепеш, Штефан чел Маре, Михай Витязул и Шербан Контакузино были, прежде всего, непримиримыми врагами сектантов Магомета, защищая кровью своею Святой Крест».

Так Михаил Когылничану, выступая 24 ноября 1843 года на открытии курсов Национальной Истории в Академии Михэйлене, напомнил молодым студентам о славных деяниях предков. По эту сторону Прута клад этот хранился в святости на протяжении долгих веков, продолжая сверкать по прошествии долгих времён и страданий. В первую очередь, благодаря православной вере, и во вторую очередь, благодаря патриотизму, которые, вместе взятые, образуют саму основу национального единства румын.
Судьба распорядилась так, что большая часть древней Дакии была аннексирована «варварами из тиранов», которые пришли с Востока после «Бухарестского мира» 1812 года. Но и в те тяжёлые времена национальное чувство сохранялось, прежде всего, её неустанными провозвестниками и служителями церкви.

Наиболее важным их свершением, если иметь в виду долгосрочные результаты, было основание в Кишинёве Духовной Семинарии одной из наиболее замечательных фигур среди румынских священников XIX века, а именно – Митрополитом Гавриилом Бэнулеску-Бодони. Он происходил из Трансильвании, родился в Бистрица, и окончил Академию в Киеве, в Греции и в столице на берегах Босфора.

Православная Духовная Семинария была открыта в Кишинёве 30 сентября 1812 года и долгое время оставалась единственным образовательным учреждением Бессарабии (первая гимназия была открыта только в 1833 году). В прошении об основании Семинарии Митрополит Гавриил предусматривал, чтобы в этом церковном учреждении преподавался «молдавский национальный язык, чтобы учащиеся могли на этом языке проповедовать народу слово Божье и добрые нравы» Как мы можем понять, Семинария была организована по модели старых православных семинарий на Руси, которые в свою очередь заимствовали эту модель у Духовной Академии Киева, основы которой в XVII веке были заложены Петру Мовилэ.

Истинны слова написанные на каменной плите, покрывающей могилу Митрополита, умершего весной 1821 года: «О мудрости его будут говорить люди и о славе его будет свидетельствовать церковь».

30 сентября 1812 года Митрополит Гавриил, тотчас по своём восставлении в Кишинёве, издал первый «указ» о сборе денег на строительство семинарии. А 31 января 1813 года он отслужил литургию при открытии семинарии, а вместе с тем и молебен.

После церемонии от 31 января, 1 февраля начались занятия по заранее установленной программе. В 1814 году Митрополит сам разработал лекционный план: грамматика, поэтика, риторика, логика, география, теология, история, математика, а также языки: греческий, латинский, русский и «молдавский» – обязательные, французский и немецкий – по желанию.

Первый преподаватель, Петру Куницкий, 20 января представил Митрополиту программу, которая была дана викарием-епископом Димитрие. В 1815 году все данные о Семинарии и её учащихся уже были переданы Св. Синоду. И 27 ноября 1815 года было сформировано руководство семинарии. К 11 октября 1816 года было построено отдельное административное здание. С апреля 1820 года руководство семинарии состояло из ректора, префекта, игумена и эконома. В 1821 году ректор Петру Куницкий был смещён, и на его место был назначен префект, архимандрит Ириней, который исполнял обязанности ректора до 3 января 1826 года.

Осенью 1810 года Гавриил Бэнулеску-Бодони направил Св. Синоду прошение, в котором ходатайствовал о назначении протоиерея Димитрие Сулима епископом-викарием Митрополии Молдо-Влахийской, что и было сделано следующей весной, и в скором времени Димитрие Сулима во многих отношениях сделался правой рукой Митрополита. Родился Димитрие Сулима на Украине в 1782 году и в совершенстве выучил румынский язык, благодаря чему с лёгкостью на нём разговаривал и проводил литургию. Более того, он был увлечён переводами на румынский со славянского. Основанная Митрополитом Гавриилом типография и после его смерти продолжала печатать на румынском языке книги церковной службы и «духовного воздвижения». Одним словом, Димитрие Сулима всемерно продолжал дело, начатое Гавриилом Бэнулеску-Бодони. Именно он 11 мая 1830 года заложил первый камень в основание Кафедрального Собора Кишинёва, строительство которого завершилось 13 октября 1836 года.

До 1823 года Семинария подчинялась Архиепископу Димитрие. Реформа от 28 октября того же года не нарушила этой субординации, но ослабила, поставив данное учреждение в прямую зависимость от Академии в Киеве. Это выражалось в том, что руководство семинарии во главе с ректором – назначенным Митрополитом Гавриилом архимандритом Иринеем – и будущие шестеро ректоров должны были ежегодно в сентябре-октябре предоставлять Академии отчёт о своём руководстве.

Можно сказать, что с этого момента началась постепенная русификация Кишинёвской Семинарии посредством так называемых «ревизий», предназначенных для того, чтобы организовать Семинарию в соответствии с условиями, диктуемыми Св. Синодом при прямом и косвенном влиянии царя, который стал всё более интересоваться общественной и культурной жизнью Бессарабии.

В период  от «протасовской» реформы 1823 года и до 1841 года в Семинарии прошло семь «ревизий». Частично их цель в дидактическом плане была достигнута, что привело к обвинениям в 1827 году (ревизора иеромонаха Иустина, который писал, что «администрация Семинарии не едина», и что «поведение учащихся плохое», не говоря о занятиях), по поводу оценок по предметам, в меньшей степени – по латыни и русскому высказалась «ревизия» 1838 года. Но и ревизоры были разные: и миряне – Спиридон Дмитриевич Нечаев (пятая ревизия),– и Архиепископы – Иннокентий (шестая ревизия).

Достоин упоминания тот факт, что в то время преподавало 30 учителей, в большинстве своём – русские. 29 из них имели академическое образование, из них 14 человек были кандидатами в магистры и 11 – магистрами.

Весьма старались российские власти фальсифицировать историю и родной говор бессарабских румын, приложили самые большие усилия к дезнационализации, и именно в учебных заведениях, откуда и взошла живая надежда на освобождение от российского ига и желание самоопределения. И Православную Духовную Семинарию следует рассматривать как стоящую во главе образовательных учреждений. Она дала образование множеству деятелей культуры и истинных подвижников православия, которые задолго до начала ХХ века воспитывали целые поколения в национальном духе и в любви к земле Древней Дакии.

Среди них можно назвать учащихся первого выпуска Семинарии: Яков Гинкулов, Авраам Жулинский, Иосиф Гентуши и др. Именно они, а также и другие их коллеги, внесли вклад в возрождение национального духа. Все они обучались в Кишинёвской Семинарии, а затем продолжали обучение в Киевской Академии и возвращались в Бессарабию, в Семинарию, чтобы обучать тех, кто на протяжении почти целого века проводил мирное сопротивление оккупантам. Благодаря им и через них возродилась та великая Гетто-Дакия, тысячелетняя гордость румын и неоспоримый аргумент против оккупантов.

Новая реформа теологического образования состоялась в 1841 году, в то время, когда ректором Кишинёвской Семинарии был архимандрит Филадельф. По этому поводу в школьную программу были введены предметы практического характера. После реорганизации доступ выпускников Кишинёвской Семинарии в высшие учебные заведения был облегчён. На протяжении первой половины XIX века можно отметить ощутимый рост количества семинаристов.

Если в 1825 году семинарские курсы посещало 40 учащихся, в 1835 году их число выросло до 101 человека, а в 1845 году – до 156, то в 1855 году эта цифра уже достигла величины 182 учащихся. Кишинёвская Епархиальная типография в дальнейшем выпускала и другие церковные книги на румынском языке, выпуск которых продолжался вплоть до времён архиепископа Антона Шоготова (17 марта 1858 – 13 марта 1871). Будучи русским по происхождению (или, возможно, украинцем), он озаботился «добрым укладом церквей и епархий, удовлетворением нужд духовной жизни паствы и её духовным образованием».

С его именем связаны два значимых события епархиальной жизни. В первую очередь, «официализация» почитания чудотворной Иконы Пресвятой Богородицы Монастыря Хырбовэц. Второе важное событие – появление в 1867 году «Официального Бюллетеня Епархии», двуязычного издания с «зеркальными» русским и румынским текстами. Благодаря Антону произошло воздвижение прекрасной Часовни Духовной Семинарии, а также основание благотворительного и миссионерского заведения, которое действовало до 1918 года под именем «Братство Святого Александра Невского». Его неожиданная смерть последовала на 72 году жизни, и он был погребён в кафедральном притворе, как и её основатель, архиепископ Димитрие.

Одним из замечательных учеников Кишинёвской Семинарии был Митрополит Арсений Страдницкий, родом из села Комарово Хотинского уезда, сын благочинного Георгия Страдницкого. Сначала он окончил низшую Семинарию в Единец Хотинского уезда, а затем окончил и полный курс Кишинёвской Семинарии. После этого продолжал учение в Духовной Академии Санкт-Петербурга. Вернувшись в Бессарабию, он в течение 14 лет был преподавателем Кишинёвской Духовной Семинарии. За это время он написал монографию о Митрополите Гаврииле, которую опубликовал в 1894 году. Затем он отправился в Россию, где монашествовал, затем стал ректором Московской Духовной Академии и доктором теологии, защитив работу «Штудии и монографии из истории Румынской Православной Церкви». Отметим тот факт, что тогда из 70-80 русских архиереев лишь у 3-4 была научная степень доктора теологии.

Упомянем далее о епископе Псковском, затем он стал Митрополитом Новгородском, и в 1917 году был одним из трёх кандидатов на пост патриарха Московского и всея Руси. В 1906 году он стал Председателем Комитета по Образованию России, и писал по преимуществу об истории и развитии Кишинёвской Епархии.

Другая весьма выдающаяся фигура церковной жизни, сыгравшая большую роль в подготовке национальной интеллигенции Бессарабии,– Архимандрит Варлаам (Василий Чернавский).

Сын священника из села Колобочина Хотинского уезда, он сделался послушником монастыря Хыржаука, проведя там пять лет. С 1 сентября 1845 года по 1 июля 1851 года он учился в Кишинёвской Семинарии, а 7 января 1853 года окончил Академию в Санкт-Петербурге, получив кандидатскую степень. Возвратившись в Кишинёв, через некоторое время, а именно – 30 декабря 1861 года, Архимандрит Варлаам стал ректором Семинарии. Говорят, что он был одним из самых лучших руководителей Семинарии и был похвален тремя ревизиями. В его время Семинария достигла наивысшего уровня своего развития. Архимандрит Варлаам был шестым ректором Семинарии.

Однако наряду с внушительным числом русских преподавателей, наиболее любимыми в Семинарии всё же были те, которые говорили на родном языке коренного населения.

(продолжение следует)

Михил Дохот

С румынского языка перевёл Павел Владимирский

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu